Четверговая соль.
Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы,.. в народные лекарства, в четверговую соль..."
"Отцы и дети"
Отец с тетушками воротился еще до полден, когда нас с сестрицей только
что выпустили погулять. Назад проехали они лучше, потому что воды в ночь
много убыло; они привезли с собой петые пасхи, куличи, крутые яйца и
четверговую соль. В зале был уже накрыт стол; мы все собрались туда и
разговелись.
Сергей Тимофеевич Аксаков. "Детские годы Багрова-внука"
В Великий (или Чистый) четверг полагалось не только убирать в доме, чистится, мыться, причащаться, но и ходить в храм за четверговым огнем и готовить особую, четверговую (черную) соль.
Четверго́вая соль (чёрная соль) — продукт, используемый в православной культуре; Готовили особым способом один раз в году — в Чистый четверг.
Традицию сохранили на Афоне, хотя она была уже почти утрачена в России. Но теперь постепенно восстанавливается и в России. Обычай обрядового использования соли имеет древние корни и богатую христианскую символику.
В Страстную или Великую среду вспоминается предательство Иуды, которое произошло во время общей трапезы. Христос предсказал это предательство, сказав, что предаст один, опустивший со мной руку в солило (солонку). Отсюда представление, что соль нужно пережигать, очищать после случившегося осквернения Иудой.
Тут же вспоминаются Евангельские слова, что вы - ученики и последователи Христа - соль мира. Но если соль обуяла, потеряла свое свойство преображать, менять, засаливать мир, то ее выбрасывают вон. Если принять, что в Чистый четверг в печи зажигали "новый" огонь от страстной свечи, от огня свечи, горевшей во время чтения страстных евангелий, то пережигание соли в четверговую можно воспринимать как изменение преображение человека страстями Христа, в нового человека. Тут и сближение с святым огнем Великой субботы, или как его называют в России, благодатным огнем, зажигаемым в Иерусалиме накануне Пасхи.
За четверговой солью признавали возможность давать силы и защищать человека от болезней, нечистой силы, нападения врагов. Ещё в сборнике постановлений церковного собора XVI века «Стоглаве» рассказывалось об обычае использования четверговой соли.
Такая традиция зафиксирована этнографами в Нижегородской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда традиция распространилась и на Сибирь. Но бытовала она гораздо шире, не только среди крестьянского населения и горожан, но и среди монахов в монастырях.
В начале прошлого века никто бы не удивился, увидев черную соль. Она была на каждом столе - у господ и крестьян, фабрикантов и купцов, студентов и священников.
Известный знаток кулинарии, автор многих кулинарных книг Вильям Похлебкин, рассказывал исторический анекдот: "В 1843 году русское посольство в Париже поручило ведущему тогда повару Франции г-ну Plumre приготовить пасхальный стол, в том числе и четверговую соль. Но француз не смог сделать четверговую соль, хоть бился двое суток. Он просто не знал, что и как делать. Русские дипломаты тоже не смогли ему объяснить. Они ее ели, а как сделать, не знали. Дали депешу в Баден-Баден, где были русские, и случайно нашелся человек, который сообщил рецепт".
Как же все-таки ее делали? Каждый из живущих в доме брал по горсти соли и складывал в приготовленную посуду, должно было быть столько горстей, сколько человек живет в семье. Потом ее толкли в ступке, так как для пережигания требовалась настоящая крупная и только каменная соль (брать йодированную, мелкую, поваренную, морскую нельзя!). Затем перемешивали эту соль с квасной гущей или суслом, заворачивали в тряпку, клали в старый лапоть и ставили в печь. Там она пережигалась. После пережигания соль просеивали и несли в церковь освящать. В Великом требнике митрополита Петра Могилы есть чин на освящение соли. После освящения соль уже по праву называлась четверговой.
Четверговая соль имеет бежевый цвет и особый приятный вкус. Ее хранили как зеницу ока в течение целого года в красном углу и использовали для нужд семьи лечении различных болезней.
Только с четверговой солью полагалось, есть блюда пасхального стола, в частности крашеные пасхальные яйца.
Золу, оставшуюся после приготовления четверговой соли, использовали в качестве активированного угля при отравлениях, лечили ею и некоторые кожные заболевания. Считалось, что четверговая соль не теряет целебных свойств в течение года.
Считалось, что рецепт ее приготовления утрачен, однако традиции ее домашнего приготовления еще живы в северных и восточных областях, а сегодня ее в буквальном смысле возрожденную из пепла можно купить и в супермаркете.
Современный промышленный способ производства сохраняет традиции - процесс предусматривает смешивание соли с ржаной мукой и минеральными добавками, обжиг в печах при высокой температуре (до 600 С) в течение нескольких часов и охлаждение. В результате соль приобретает черный или темно-серый цвет, поскольку содержит уголь. Кроме угля, соль содержит микроэлементы, некоторые производители дополнительно обогащают получившуюся соль витаминными добавками. Однако для русского человека имело значение и то, в какой печи, каким огнем, с какими молитвами готовили соль и обязательно ее освящение в Пасху.
Способы приготовления:
Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть и ставили в печи на самый жар или закапывали в пепел, и плотно закрывали створку на три-четыре часа. После чего толкли в ступе, всё это время (и при прокаливании, и при истолчении) читая молитвы. Затем соль освящали в алтаре.
В чёрный цвет поваренная соль окрашивается при запекании. Огонь, по народным представлениям, обладал очистительной силой. В некоторых деревнях Енисейской губернии для придания огню большей очистительной силы, в печь клали «воскресные» дрова, которые хозяйка заготовляла в течение Великого Поста, откладывая по одному полену каждое воскресенье.
Максим Сырников в книге «Настоящая русская еда» описывает рецепт, которому его научили в окрестностях Мурома: «Крупную соль смешивают с квасной гущей в большой чугунной сковородине. Гуща отцеживается из сусла любого солодового кваса, красного или белого. Гуща и соль берутся примерно в одинаковых пропорциях. Смесь ставится в духовку или печь до спекания в монолит». Соль из печи достают чуть тёплой, откалывают от соляного кирпича куски, и дробят их в ступке. «Четверговую соль» весь год хранили на божнице за иконами. Во время приготовления соли положено читать или петь молитву "Отче наш".