"Отче" и колдуны: образы жизни карельской старообрядческой общины
О.М.Фишман. Обряды и верования народов Карелии
... «Мама умела лечить, у ней даже гипноз был. Она искала скотину, людей, ходила на кресты с соломой; берет хлеба горбочек, крупы, копейку и в 12 часов ночи идет; на 4 стороны поклонится: копейку и хлеб бросала через левое плечо, а крупу - на 4 стороны, и "амин" говорила - это она плотит (нечистой силе. - О.Ф.), поклонится и зовет каких надо, ожидает ответа; лес будет шуметь, значит скотина жива. Получив такой ответ, она обычно говорила хозяйке потерявшейся коровы, овцы, свиньи - не ходи, не ищи, "тебе сообщат"»21. Спектр приемов профилактической, лечебной, любовной, аграрной, промысловой магии был довольно широк и можно предположить, что современные "t'ied'aja'" являются хранителями уходящих, но в прошлом общеизвестных коллективных эзотерических званий. Это знание причинно-следственных связей, пространственно-временных границ, этических норм общения между миром Человека и Природы, миром "своим-домашним" и "чужим-лесным" и т.п. Позволю себе лишь небольшой перечень из практики ежедневной крестьянской жизни, потаенный-предохранительный смысл которой был известен не каждому: зарывать пастушеский "обход" около воды; снимать землю с копыт купленной коровы; втыкать можжевеловую ветку за притолоку двери; сажать куриц внутри круга в Пасху; выносить больного ребенка к окну; сливать воду через дверную скобу; не ставить хлев на том месте, где рос тополь; заливать пожар молоком черной коровы; не убивать змею возле дома и в доме и многое другое, что исполнялось уже только "знающими". У каждого из них (а это в основном женщины) - своя специализация, свой круг знаний и "заговоров" - "стишков".